Бангалор, 3 июля 1989 г.
Великие перемены, происходящие сейчас в Советском Союзе, имеют огромное
значение для всего мира. Под руководством М.С.Горбачева прокладывается
сейчас путь к совершенно новому вселенскому сознанию, и несомненно это новое
сознание овладеет в конце концов умами всех людей на Земле, всего
человечества. Я с глубоким уважением отношусь к деятельности М.С.Горбачева,
Н.И.Рыжкова, других нынешних руководителей страны и считаю, что для
выполнения их предначертаний, для скорейшего и всемерного осуществления
предназначения нашей Родины каждому из нас и всем вместе надо стремиться
найти пути к более совершенному человеку. Медлить никак нельзя. Нужны
каждодневные конструктивные шаги.
Достоевский говорил — «Красота спасет мир», вернее будет сказать, что
осуществление красоты в нашей жизни должно быть нашей основой. Другого пути
нет. Только осознанием Красоты, только Добром, только стремлением каждый
день делать что-то лучше, чем вчера, жив будет человек. Нужны светлые мысли
и реальные конкретные дела. Только объединением сотрудников, мыслящих о
высоком, сложатся пути в будущее.
Одним из таких объединений и видится мне Центр-Музей Н.К.Рериха. Вы
спрашивали, как я его себе представляю.
Прежде всего это должен быть живой Центр. Не просто музейная экспозиция, а
постоянно сменяющие друг друга выставки — картин, ремесел, детских работ,
причем не только с разных концов Советского Союза, но и интернационального
характера. Конечно, наряду с этим работы Николая Константиновича должны
будут представлены постоянно.
При Центре может быть и лекционный концертный зал, и студии для молодых
художников, и мастерские по возрождению и сохранению народных ремесел, как
это уже сделано у нас здесь, в Бангалоре, в Карнатакском центре искусств.
Несомненно, при Центре должна работать большая библиотека, где будут собраны
книги по истории культуры, по искусству, философии России, Востока и Запада,
в том числе, конечно, и работы Николая Константиновича и Елены Ивановны. Со
временем я мог бы предоставить Центру и хранящиеся у меня многочисленные
неопубликованные их труды. Их выход в свет, особенно на Родине, на русском
языке, я уверен, весьма способствовал бы расширению сознания на пути к более
совершенному, более нравственному человеку. Ведь все их писания, в конце
концов, всегда предназначены были молодым людям нашей страны.
Но Центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как
представляется, может стать не только систематизация и изучение
многогранного наследия Н.К. и Е.И., но и дальнейшее развитие заложенных в
этом наследии идеи. Русские и Восток, Россия и Запад, народная культура,
всемирные народные ценности, единство культуры человечества, ценностные
ориентации, понятие о совершенном человеке, человек и природа, внутренние
возможности человека, наука и религия — все это так или иначе было, конечно,
затронуто в трудах Н.К. и Е.И., но их подходы требуют развития в применении
к нынешнему этапу всемирной эволюции.
Несомненно, Центр не сможет в одиночку справиться со всеми этими проблемами,
но он может служить координирующим началом, своего рода штабом, причем
международного плана.
Деятельность Центра таким образом будет иметь по необходимости и
внутрисоюзный аспект, и международный. Как часть этого второго аспекта мне
видится установление связей с обществами Рериха за рубежами Советского
Союза, с Музеем в Нью-Йорке, с движениями «Знамя Мира» и «Мир через
Культуру».
Штат Центра на первых порах, как мне кажется, должен быть небольшим, человек
десять (научные работники — социологи, культурологи, искусствоведы;
библиотекарь; секретари-машинистки), но все они, разумеется, должны отвечать
самым высоким нравственным и профессиональным требованиям.
Вы спрашивали мое мнение о возможном руководителе Центра. Я со своей стороны
не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и
писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично
давно и хорошо известный.
Несколько принципиальных положений.
Я абсолютно убежден, что Центр-Музей может быть расположен только в Москве.
Все же существующие учреждения — мемориальный кабинет Н.К.Рериха в Музее
искусств народов Востока, музей в Изварах, кабинет моего брата Ю.Н.Рериха в
вашем институте, его мемориальная квартира — должны будут, конечно,
установить рабочие связи с Центром-музеем, но в то же время сохранять свою
самостоятельность.
В этой связи резонно возникает вопрос о статусе Центра-Музея, при ком он
должен быть и на какие средства существовать.
Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более
Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд,
заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему,
обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью
функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые,
нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр —
это порождение нового времени, новых задач, и, видимо, необходимо учитывать
опыт других организаций, возникших в Советском Союзе за последнее время,
использовать этот ценный опыт во благо нового начинания.
Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его
функционирование может быть в статусе общественной организации (по типу
Детского Фонда).
Мне весьма импонирует идея создания общественного Фонда имени Рериха,
который взял бы на себя финансовое обеспечение и общее руководство Центра.
Средства Фонда (который в перспективе мог бы стать международным) на
начальном этапе могли бы быть составлены из отчислений
организаций-учредителей, а также из членских взносов членов обществ Рериха,
о возрождении которых в масштабах СССР давно уже идет речь, и наконец, из
добровольных пожертвований граждан СССР и зарубежных стран. В дальнейшем
финансовый вопрос мог бы быть частично разрешен за счет доходов центра от
издательской деятельности и концертных, выставочных и тому подобных
мероприятий.
Если до достижения самофинансирования нужна какая-то основная
организация-спонсор, я думаю, что эту роль лучше всего сыграл бы Советский
Фонд культуры, благородная деятельность которого широко известна во всем
мире. Фонд имени Рериха позволил бы выйти в международном плане на самые
широкие круги интеллигенции, как правило, сторонящиеся контактов с
советскими обществами дружбы. С помощью деловых кругов Фонд смог бы
осуществить идею создания на территории Москвы или Подмосковья
международного города мира. Из средств, полученных от тех же деловых кругов,
и в тесной связи с идеей города мира Фонд имени Рериха мог бы выделить
определенную сумму на присуждаемую ежегодно или раз в два года Международную
премию и медаль имени Н.К.Рериха за культурную деятельность во благо мира.
Таким образом, Фонд имени Рериха и обеспечиваемый им Центр-Музей смогли бы
содействовать решению важнейших задач как внутри страны, так и в
международном плане. Это явилось бы толчком для других стран и закрепило бы
за Советским Союзом роль первооткрывателя нового вселенского мышления.
Мне представляется это чрезвычайно важным и не терпящим отлагательства. Что
касается Ваших вопросов об Институте «Урусвати», я думаю, что к ним следует
обратиться на более позднем этапе, после создания в Москве Центрального
музея. Сейчас главное и неотложное — это создание Центра.
В перспективе мне видится, что Институт «Урусвати», где, как Вам известно, в
полном порядке сохраняются уникальные коллекции, может стать индийским
филиалом Центра-Музея на правах совместного советско-индийского учреждения.
Конечно, окончательное решение вопроса потребует разработки многих
юридических вопросов, а также приезда для приемки коллекций группы
специалистов (орнитолога, зоолога, ботаника, а также, вероятно, археолога и
фольклориста), но все это вполне разрешимо. Конструктивно мы сможем подойти
к этому делу только тогда, когда Центр-Музей и Фонд имени Рериха развернут
свою работу в Москве.
Газета "Советская культура", 29 июля 1989
г.