СОРАТНИКИ

Защита Наследия
Рерихов

Инициативная группа по спасению части наследия
Семьи Рерихов, находящейся в квартире Ю.Н. Рериха

 

 

Средства массовой информации о судьбе архивов и коллекций семьи Рерих, оставшихся на московской квартире Ю.Н. Рериха


 

Ожидаемая кража Рериха


Ограбление музея-квартиры Рериха стало неожиданностью для хозяина, но не для мира искусства



1 апреля 2008, 18:41
Фото: roerich-museum.ru
Текст: Максим Туровский, Наталья Ямницкая

 

На музей-квартиру Юрия Рериха напали на рассвете во вторник. Некоторые эксперты склонны считать это ограбление справедливым. Бесценные картины, украденные злоумышленниками, долгое время были фактически бесхозны и распродавались нынешним жильцом квартиры по собственному усмотрению, несмотря на то, что отношения к семье востоковеда он не имеет. Инцидент превратился в трагикомедию: если картины и будут обнаружены, непонятно, кому их возвращать. Разбойное нападение, совершенное 1 апреля 2008 года на музей-квартиру Юрия Рериха на Ленинском проспекте столицы, не стало большой неожиданностью для сотрудников Международного центра Рерихов.

Из квартиры знаменитого востоковеда преступники, забравшись на четвертый этаж по пожарной лестнице, похитили четыре картины, примерная общая стоимость которых составляет около 1 млн рублей.

По некоторым данным, в момент нападения в квартире находился эксперт по художественным ценностям, который не смог оказать никакого сопротивления налетчикам.

По другой версии, нападавшие ворвались в квартиру, избили проживающего в ней в настоящее время владельца, после чего вынесли из жилища несколько картин. Об этом РИА «Новости» сообщил представитель УВД Северо-Западного округа столицы.

Между тем сотрудники Международного центра Рерихов (МЦР), когда выяснили, что это не первоапрельская глупая шутка, отнеслись к произошедшему как к давно ожидаемой трагедии.

«Этого следовало ожидать рано или поздно, – отреагировала на вопрос корреспондента газеты ВЗГЛЯД об ограблении сотрудница МЦР. – Так происходит всегда, если бесценное культурное наследие оказывается в руках человека, не имеющего на него не только никаких законных прав, но и элементарно не понимающего, чем он волею судеб владеет».

Когда в конце 1940-х годов советские власти не разрешили старшим Рерихам вернуться на родину, наследство было распределено между двумя сыновьями – Святославом и Юрием.

Та часть, которая принадлежала Святославу Николаевичу, была передана им для создания в Москве общественного Музея им. Н.К. Рериха, тогда как другую часть наследства и по сей день преследуют трагические события и совпадения.

Когда в 1957 году Юрий Николаевич Рерих вернулся на родину, с ним приехали сестры Ираида и Людмила Богдановы – экономки, сопровождавшие Рерихов еще в экспедиции по Центральной Азии.

После кончины Юрия Николаевича Рериха, не успевшего оставить завещание, хозяйками наследства оказываются сестры Богдановы.

Однако через год после смерти Юрия Николаевича умирает и старшая из сестер, Людмила. Оставшаяся жить в квартире на Ленинском проспекте Ираида выходит замуж за Виктора Васильчика, нынешнего обладателя бесценной коллекции.

Еще в 1970-е годы Святослав Николаевич Рерих, которому советское правительство так и не позволило вступить в права наследования, неоднократно обращался к различным чиновникам, в том числе послу СССР в Индии и министру культуры Екатерине Фурцевой, пытаясь доказать и объяснить, что Ираида Богданова «никакого отношения к научной или творческой деятельности моих родителей и брата не имела».

Однако никакого результата эти обращения не имели. Тогда во время своего визита в СССР Святослав Рерих передал в Министерство культуры СССР памятную записку, в которой писал: «Считаю своим долгом выразить пожелание, чтобы указанные ценности были бы взяты под надлежащую охрану и использовались бы только в соответствующих научных и культурно-просветительских целях».

Сегодня сотрудники Международного центра Рерихов рассказывают, что в квартире на Ленинском проспекте осталась значительная часть картин и вещей из наследия семьи Рерихов, «каждая из которых имеет огромную историческую и культурную ценность». Не говоря уже о ценностях материальных, поскольку, по словам работников МЦР, картины и вещи уже давно распродавались Васильчиковым по частям.

«Квартира Юрия Рериха не имела статуса государственного музея, а картины, находившиеся в ней, не были зарегистрированы в Министерстве культуры России, – сетуют сотрудники МЦР. – А раз так, то Васильчиков мог совершенно безнаказанно распродавать картины кому угодно. Мы столько раз просили, чтобы государство присмотрело за этим, но великое наследие оказалось никому не нужным. А теперь уже поздно».

Правда, по мнению юристов, еще не все потеряно и главная надежда теперь на органы следствия.

«Если следователям удастся найти картины, то возникнет вопрос – кому же их возвращать? – пояснил газете ВЗГЛЯД адвокат DIA Law International Александр Буланов. – Прежнему владельцу картин придется доказывать свое право владения, а возможным наследникам Рериха – родственные отношения, в противном случае картины отойдут государству».

Впрочем, как отнесется к такой перспективе Министерство культуры, пока остается загадкой.

 

Взгляд



        Всем, кто может и хочет решить данную проблему, пишите:
        soratniki@yandex.ru

        Установите ссылку на наш сайт
 

Rambler's Top100 Agni-Yoga Top Sites


Hosted by uCoz